Экология культуры
Об этом уникальном месте на планете знают во всех странах мира. Но не только потому, что это привлекательный для туристов уголок парка в столице Великобритании Лондоне. Главная причина это возможность высказаться, так же свободно, как это было 2,5 тысячи лет назад в древнегреческих Афинах у стен Акрополя на Агоре, куда приходили обменяться мнениями свободные граждане, или в Средние века на вече в нашем Древнем Новгороде…
Может быть, потому что растительность в парке, каждое дерево, клумба и каждый уголок парка, в том числе и озеро в глубине, уникальны, на своем месте. Или потому что они продуманно вписаны в ландшафт по принципу золотого сечения и гармонично соединены друг с другом по законам традиционного английского паркового искусства, которым была очарована и покорена вся Европа еще в XVIIвеке…
Как бы там ни было сейчас гайд-парк — один из самых любимых лондонцами парков, и здесь всегда многолюдно. Не только потому, что много желающих высказаться. Сюда же стремятся и все туристы, посещающие Лондон, дабы воочию убедиться в существовании своеобразного «оплота свободы слова», а заодно посмотреть и послушать интересных людей.
Уголок ораторов, конечно, главная местная достопримечательность гайд-парка, его суть. Здесь каждый может публично высказаться о чем-то важном для себя, высоком или будничном, но наболевшем. Особенно многолюден он в выходные. Говорить можно на любую тему, исключая призывы к насилию и бранные слова. Микрофоны и громкоговорители не разрешаются, что замечательно, потому что здесь по крайней мере хоть техникой никто никого не глушит.
Тематика выступлений самая разнообразная: и серьезная, и не очень. Политика и экономика, наука и религия, право и мораль, проблемы войны и мира, спорт и оздоровление, медицина и самолечение, отношения между мужчиной и женщиной, воспитание детей, вопросы защиты животных — все выплескивается на этом живописном пятачке. Достаточно сказать, что в свое время коммунистические идеи здесь высказывали еще и Карл Маркс, и Плеханов, и Владимир Ленин…
Ораторы, собирающиеся в этом наговоренном месте, абсолютно разные. Одни отстаивают свою точку зрения спокойно, аргументированно, другие — эмоционально, третьих вообще трудно понять: в их головах явно полная каша.
Почему уголок оратора появился в Гайд-парке — история особая. Начинается она, по одной из версий, еще в ХII столетии. Именно здесь в те далекие суровые времена находился эшафот, где казнили узников Ньюгейтской тюрьмы (в ее казематах за свою дерзкую сатиру некоторое время провел и Даниель Дефо, автор «Робинзона Крузо»). По традиции перед казнью каждому несчастному разрешалось произнести последнее слово, которое, как правило, было откровенным. Приговоренному к смерти ведь нечего терять — он говорит то, что думает.
Виселицы на месте будущего Уголка ораторов стояли вплоть до ХVIII века, затем их убрали. Однако в оазис свободы этот уголок превратился лишь в 1872 году, когда английским парламентом был, наконец, одобрен и принят соответствующий закон. Его появление тоже не случайно.
С середины XIX века, когда в стране начал набирать силу рабочий класс, Гайд-парк стал излюбленным местом проведения разных публичных митингов и демонстраций, которые полиция постоянно разгоняла. Самое крупное столкновение блюстителей порядка с митингующими произошло в 1866 году. Тогда полицейские по приказу премьер-министра лорда Дерби закрыли ворота, ведущие в парк. Но 200 тысяч протестующих легко их снесли. Чтобы избежать в будущем подобных противостояний, чреватых непредсказуемыми последствиями, британский парламент и принял закон, приведший к появлению в Гайд-парке Уголка ораторов — отдушины свободы.
И вот теперь здесь все время кто-то выступает. Люди приезжают сюда высказаться не только с разных концов Великобритании, но и из других стран. Не говоря уже о туристах, которые приходят сюда посмотреть на любопытное место, послушать ораторов и. может быть, даже сказать что-то свое.
По аналогии нечто подобное происходит и со взрослым человеком. Любой процесс познания становится эффективнее при звуковом проговаривании. Вот почему при изучении иностранных языков всегда считалось и считается полезным слушать изучаемые тексты и прочитывать их вслух. То же самое с чтением любой литературы, даже технической. Помимо зрительного восприятия информации звучание, видимо, возбуждает какие-то области в нашем мозгу, которые активизируют его работу в целом, мобилизуют тот духовный потенциал, который наработался в длительном процессе становления человека как вида.
В этом плане можно задуматься: а не беднее ли мы интеллектуально древних греков, которые книг не писали и не читали, а всю мировую литературу того времени держали в голове и проговаривали друг другу. Или людей XIXстолетия, А.С.Пушкина и его современников, которые в детстве слушали сказки из уст своих бабушек, а, став взрослыми, слушали книги в чтении авторов и только потом читали их сами…
То есть звучание живого слова, как чужого, так и собственного, творчески развивает. И не только отдельного человека, но общество в целом. 500 лет назад во Флоренции во времена Леонардо и Микеланджело едва ли не любой житель города мог с ходу вслух процитировать отрывок из «Божественной комедии» Данте, потому что все знали эту огромную поэму наизусть, и она постоянно звучала на площадях, улицах и в домах. И именно этот период был самым плодотворным во Флорентийской республике за всю ее историю.
Конечно, телевидение, видео и Интернет постепенно вытесняют живое устное слово из самообразования, но, как бы ни развивалась техника, научно-технический прогресс, человека за короткое время не переделаешь. Если еще с эпохи формирования языка и речевого аппарата в течение сотен тысячелетий наращивалась в нас потребность в самовыражении через устную речь, то она есть и сейчас и долго еще не исчезнет…По крайней мере, и сегодня во многих семьях, когда кто-то приходит в гости или когда на Новый год приходит заказанный через Агентство услуг Дед Мороз, родители ставят ребенка на стул и просят прочитать стихотворение. Никто их не заставляет это делать, но негласная традиция в народе еще живет…
Многие философы, в том числе и Аристотель (384-322 до н.э.) считали, что человек становится счастливым посредством самовыражения, то есть реализации своих потенциальных возможностей, в том числе и через Слово. Владение Словом всегда выделяло человека из толпы, будь то Иисус Христос(0 -33), теолог Василий Великий (330-379) или монах Джироламо Сованорола(1452-1498).
Поразительно, но, если понаблюдать за ораторами в гайд-парке, то именно эти три черты характеризуют разных ораторов – кто-то восхваляет себя, кто-то исповедуется, а кто-то проповедует. И именно к этим трем основным формам можно отнести почти любое выступление в гайд-парке.
«Сэр, не правда ли, немецкое пиво лучшее в мире?» — может неожиданно обратиться к вам приехавший сюда из Баварии бородач, стоящий, чтобы его было хорошо и видно и слышно, на каком-то пластмассовом ящике, возможно, как раз из-под пива. Если даже вы не отвечаете, но и не отходите, он, не отпуская вас взглядом, добродушно (а иногда и недобродушно) продолжает: «Подойдите ближе, давайте поговорим, поспорим, но я докажу вам, что я прав». Типичный пример речи-самовосхваления.
Другой выступающий, одетый в нескладный сюртук и видавшие виды брюки, похожий на Ганса Христиана Андерсена, стоит как по заказу уже прямо-таки в исповедальной позе – чуть наклонившись вперед и прижав руки к груди. Но в отличие от Андерсена он рассказывает не сказку, а грустную историю своей жизни, судя по его речи и внешнему виду, довольно плачевному. Может быть, и не типичный, но пример речи-исповеди.
Неподалеку дама-феминистка в костюме для митингов и в шляпке, украшенной английским парламентским флагом (the flag of truce), настойчиво доказывает слушателям, что все мужчины постоянно нарушают библейскую заповедь — «не возжелай жены ближнего своего». «А, если возжелал, — повторяет она слова Библии, — то уже и прелюбодействовал в сердце своем!» Наглядный пример проповеди, причем, довольно воинственной.
Не случайно все древние тексты (к сожалению, только они, написанные на папирусе, восковых дощечках или глиняных пластинках, до нас дошли, документально, а устные речи только в пересказе) содержали большей частью либо самовосхваления, либо исповедь, либо проповедь-поучение. Помимо маленьких носителей это и огромные древние стелы и обелиски египетских фараонов, ассирийских, персидских и вавилонских царей с перечнем их заслуг, побед и поверженных врагов (самовосхваление). Это и древнейший египетский папирус «Разговор разочарованного со своей душей» (исповедь). Это и более поздняя, вошедшая в Ветхий Завет, «Книга Экклезиаста» (проповедь). Если брать древнюю отечественную литературу, это «Слово Даниила Заточника» и «Поучение Владимира Мономаха» (И там и там проповедь).
В конце-концов исповедь и проповедь можно найти почти у каждого древнего и современного писателя, потому что творчество всегда связано с потребностью высказаться, то есть исповедаться и сказать что-то поучительное. И в то же время у каждого из них уже достаточно ума и опыта, чтобы не восхвалять себя.
Хотя покаяние иногда заменяется самооправданием или сводится к нему, то есть скатывается к самовосхвалению. Даже во время религиозного обряда в реальной жизни исповедующийся стремится объяснить священнику, а через него и Богу, причины своих неблаговидных поступков, оправдывается, приводит какие-то объяснения. Таким образом, вся мировая литература вышла из таких объяснений. Например, «Исповедь» Жана Жака Руссо, в которой откровенно разоблачительные самооценки чередуются с оценками других и самооправданиями.
Именно из поучений, в основе которых обязательно лежит исповедь, состоит чуть ли не вся религиозная литература всех времен и народов. Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Блаженный Августин, Василий Великий и еще сотни святых и проповедников, стали авторами, составившими золотые страницы мировой литературы. Потому что покаянное слово всегда тянет за собой назидание, поучение. Исповедь, призванная вызвать сопереживание, сочувствие или произнесенная с целью самоанализа, почти всегда содержит элемент проповеди. Исповедь автора-героя, вызывающая сочувствие читателя, как правило, представляет собой нравственный урок, призывающий не совершать подобных ошибок, то есть проповедь.
Хотя, конечно, проповедь вполне способна существовать и без исповеди. Яркие примеры тому — «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Житие протопопа Аввакума». Однако даже если в тексте исповеди не содержится открытая проповедь, назидательный элемент все равно остается весьма сильным. Да что там древнерусская литература, движущаяся под парусом веры, вся наша отечественная светская литература исповедальна и назидательна, начиная с Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, Е.А.Баратынского, И.И.Козлова А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и кончая нашими современниками В.Распутиным, Е.Евтушенко, Б.Окуджавой.
И хорошо, пусть, ведь, высказываясь, мы повторяем путь становления человечества через речь. Только бы не скатиться к самовосхвалению…
У каждого из нас должен быть свой гайд-парк. Потому что без него можно так и не высказаться, не выразить себя. А с ним непременно что-то проклюнется, потому что неталантливых людей нет. И не обязательно для этого ехать в Англию, можно зайти в лес, спуститься в овраг или просто подойти к зеркалу. Без свидетелей это сделать легче. Ведь не каждое самолюбие (а все авторы самолюбивы) готово вынести оценку своего творчества, возможно, нелицеприятную…
И тогда попробуйте что-то сказать. Обязательно случится чудо – сказанное превратится в невидимые крылья за спиной или, как время в песочных часах, просто тихо высыпется из вас, не явив ничего явного, но добавив что-то важное к летописи вашей жизни, которая никуда и никогда не исчезает, но запечатлена на неведомых нам небесных скрижалях…
Герман Арутюнов.