Журнал Природа Свет

КОНИ И ЛЮДИ

В слове «природа» (при — рода) видно, что из всего натурального мира самым важным для человеческого рода является то, что его непосредственно окружает. И лошадь входит в его ближний круг.

Мифология и религия народов мира подчеркивали ключевую роль лошади в жизни человеческого общества. Нераздельность человека и лошади (не только в хозяйственной деятельности) отразилась, например, в образе кентавра – получеловека, полуконя. Корпус коня символизировал силу страстей, а человеческая голова – необходимое господство разума.

Для древнего грека лошадь была настолько неотделимой частью жизни, что даже 90 собственных имен греки связывали с миром лошадей: Архип- -«начальник конницы», Ипполит – «распрягающий коней», Филипп – «любитель коней». В средневековой Италии возник праздник Палио, скачки на неоседланных лошадях. Перед стартом лошадь и жокея благословляли в церкви св. Петра и Павла. То, что этот ритуал сохранился до наших дней в самом центре католицизма, свидетельствует о неисчерпаемом благоговении человека перед конем.

Русские Сивка-бурка и Конёк-горбунок были рождены фантазией народа, отчаявшегося добиться счастливой жизни своими силами. В русской культуре лошадь была мерилом нравственности и на крыше устанавливали оберег- конёк. будто «увозящий избу, как телегу, в небо».

Конь не только приподнимал всадника над землей, что помогало расширить обозреваемый горизонт. Он словно возносил его над обыденностью. Поэтому в мифах возникли образы небесных, крылатых коней. Политическая пропаганда во все времена использовала образ властелина-всадника. Лошадей использовали для осуществления военной тактики обмана. Раджапуты, рыцари средневековой Индии (изначально слово «рыцарь» означало «всадник»), вывели особую породу невысоких лошадей для сражения в пустыне. Они надевали на них фальшивые хоботы, и боевые слоны противника, принимая их за слонят, не вступали в бой.

Конь для владыки был чем-то вроде переносного трона, возносящего его к победам. Потеря боевого коня в сражении равносильна поражению. В.Шекспир точно подметил, что в такой ситуации английский король Ричард III пообещал всё свое королевство за коня: «My kingdom for a horseКонь расценивается как наиболее ценный подарок политику. Копии двух скульптурных групп П. Клодта «Укрощение коня» (Санкт-Петербург) были направлены в качестве государственного подарка в Берлин и Неаполь.

В 1941 г.Монголия поставила в СССР 485 тыс. лошадей. В 1963 г. президент Египта Г. Насер подарил Н. Хрущеву арабского скакуна в знак благодарности за помощь в строительстве Асуанской плотины.

Сегодня многие президенты обмениваются конями-подарками. Иногда конь принимает на себя «удар властью». В Исландии до сих пор действует старый закон, согласно которому, «лошадь, вывезенная за пределы острова, пусть даже на выступление на чемпионате мира по конному спорту, не может вернуться назад». В 2012 г. Госдепартамент США не пустил на соревнование скакунов президента Р. Кадырова за якобы нарушение прав человека в Чечне. Такая вот лошадиная дискриминация. 

Народная мудрость связывала культуру власти с профессионализмом всадника. Согласно китайской поговорке, «можно покорить страну, сидя на боевом коне, но нельзя с этого скакуна управлять страной». И сами политики были такого же мнения. «Дайте сначала народу лошадь (порядок и законность), а потом учите его демократической выездке» (Л. Троцкий).

Скульптура Чингизхана (Д.Намданов), созданная к его 850-летию, имеет странную гриву. РИС 2. На выставке в Европе эта грива, переплетенная с руками наездника, воспринималась как аллюзия его захватнической деятельности. Не каждую историческую личность можно изобразить в виде всадника. Например, папу римского, В.И. Ленина, Н.С.Хрущева, К.У. Черненко. Иногда это отражало дисгармонию личности и истории. Со времен Ивана III существует традиция смотра конной службы. В последнюю субботу каждого месяца на Соборной площади Кремля проходит церемония развода конницы Президентского полка. Это тожественная, красивая и убедительная метафора силы власти. И в последний путь прах великого руководителя везли на боевых конях. В США ритуал похорон убитых президентов А. Линкольна (1865 г.) и Дж. Кеннеди (1963 г.) воссоздавал сцену прощания командира со своими солдатами. На пушечном лафете везли тела, а впереди вели черного жеребца, в стременах которого были сапоги, направленные шпорами вперед.

Искусство через образ коня передавали сложность развития общества. Образ коня помогает выразить особенности творческой деятельности (в искусстве и науке). Бег лошади ассоциировался не только с движением времени, но и характером человека. Иноходь означает иной шаг. В. Высоцкий, чтобы подчеркнуть нонконформизм своего поэтического слога в условиях идеологического давления, писал:

Я скачу, но я скачу иначе,

По камням, по лужам, по росе.

Бег мой назван иноходью – значит:

По-другому, то есть – не как все.

Канадский ученый Г. Селье, создатель теории стресса, классифицировал два типа исследователей в зависимости от их восприятия стрессовой ситуации: «скаковые лошади», которые только в ней чувствуют себя комфортно, и «черепахи», которым, наоборот, нужны покой и тишина. В 2013 г. вышел совместный кинофильм Исландии, Норвегии и Германии «О лошадях и людях». Он дважды удостаивался призов на международных кинофестивалях. В названии фильма слово «лошади» стоит прежде слова «люди», настолько эти животные сильны, красивы и благородны. И признание В.Маяковского «все мы – немножко лошади» воспринимается скорее как комплимент человеку, чем фиксация его тяжелой работы.

Интеллект, интуиция, красота и нравственность – все эти качества есть у лошади, поэтому ей посвящено так много произведений искусства. Многие ученые (Э.Геккель, В.Оствальд, Л. Эдингер) признавали лошадь «умнейшим животным».

Поговорка «без осанки и конь корова» отражает главную особенность этого животного. Часто саму лошадь описывают, используя человеческие параметры.

Эта лошадь была прекрасна,

Как бывает прекрасна лошадь…

Шея – словно рука балерины,

Уши – словно чуткие листья,

Ноздри – словно из серой замши,

В глаза азиатской рабыни. (Д.Самойлов)

Природа создавала великолепные образцы лошадей. Туркменская ахалтекинская поражает воображение: у нее розовая кожа и голубые глаза.

В конце XIX в. на территории штата Орегон (США) водились дикие лошади изумительной красоты. У прирученного коня Линкуса были блестящие льняные грива длиной 424 см и хвост, длиной в 365 см. (Рис. 4). Владельцы продали его в бродячий цирк, и уникальная порода вымерла.

Кони помогают формировать мужественность. Сидя на лошади, человек «ощущал себя крупнее. Еще четыре ноги кроме моих. И куда больше силы, больше скорости, больше храбрости» (Дик Френсис. Смерть на ипподроме. М. :Эксмо, 1993. С.71

В XVIII в. в Европе и России на смену просветительскому рационализму пришел сентиментализм (от фр. Sentiment – чувство). Будущий российский император Александр II признавался: «Модно было плакать. Избавить меня от жалкой чувствительности должна была армия. В шесть лет меня посадили на лошадь» (Радзинский Э. Князь. М: АСТ. 2014. С.47).

Человек заметил, что конь имеет своего рода нравственные качества. Конь никогда даже не наступит на поверженного. В Северной Осетии на памятнике воинам -куртатинцам, погибшим в Великой Отечественной войне (Д. Цораев), изображен конь. Он склонился к лицу джигита, чтобы узнать, дышит ли его всадник. Если он ещё жив, конь будет пастись рядом, а если мёртв – вернётся в родное село.

Полагают даже, что по сравнению с человеком, «лошадь благороднее, она переносит боль стоически» (Саган Ф Загнанная лошадь / Три пьесы. 1963).

На фронтах Великой Отечественной войны сражались 13 кавалерийских дивизий. Три миллиона лошадей участвовало в боях. Они еще перевозили раненых бойцов, тащили пушки, подвозили снаряды и еду. И для них, раненых, как для бойцов создавали ветеринарные лазареты. Более миллиона лошадей погибло.

С помощью образа лошади, даже её части, художник выражает важные идеи, волнующие человека. Когда Р.Распе писал, что у барона Мюнхгаузена во время боя разрубили коня, а он продолжал сражаться, то это была аллегория: нет безвыходных положений, не надо только отчаиваться. И все поняли смысл этой оптимистической трагедии. Так появился фонтан (скульптур Б. Шмитц) перед городской мэрией в немецком городе Баденвердер, где в 1740 г. родился реальный Мюнхгаузен. И то, что фантастическая скульптура находится около дома подлинного Мюнхгаузена, делает еще более убедительной мысль о том, что выход всегда есть. Образ не одного всадника на коне выражает нравственные идеалы. Например, средневековые рыцари — тамплиеры пропагандировали личную материальную бедность и высокую духовность. Эти ценности они воплотили в своей печати: два всадника сидят на одном коне. Когда на смену тягловой силе животных пришли механизмы, люди воспринимали их как «железных коней».Лошади стимулировали воображение изобретателей. В XVIII в. лошади помогли английскому физику Дж. Ватту найти адекватную единицу измерения мощности – лошадиную силу. Дик Френсис, жокей Её Королевского Величества, стал знаменитым писателем, создав сорок романов о скачках. А Иоганну Штраусу знаменитый вальс «Сказки Венского леса» навеял ритм цокающих лошадиных копыт, когда композитор катался там на коляске.

Фигура коня использовалась как код, который открывал сущность героя, события, предмета. В шахматной игре у коня очень своеобразная траектория передвижения. Фраза «сделать ход конем» означает необычный шаг, хитрый неожиданный. И даже в уголовном жаргоне слово «конь» работает как метафора. И.Бродский вспоминал, что в ленинградской тюрьме «Кресты» заключенные перекидывали друг другу из окна в окно вещи или записки, обвязав их простыней. Это называлось «послать конем» ( Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М.: Эксмо, 2012. С. 22). Л. Страусс в XIX в., рекламируя прочность брюк для золотоискателей (прототипы джинсов), устраивал шоу, на котором две лошади безуспешно пытались их разорвать.

Бренды ряда Международных кинофестивалей связаны с названием лошади: в Стокгольме «Бронзовая лошадь», в Башкортостане «Серебряный Акбузат». а Тайбее (Тайвань) – «Золотая лошадь».

Exit mobile version