Наша книжная полка необычная. Здесь мы будем выкладывать книги не только о природе, но и обо всем, что заставляет нас думать, размышлять. Потому что не думают вандалы, то есть те, кто разрушает. А природа, весь окружающий нас мир, могут исчезнуть из-за разрушителей. Им что, не они строили и создавали, не жалко.Человек созидающий думает, задает себе вопросы, обсуждает то, что его волнует, с единомышленниками…

Как завести старинные часы?

Книга члена Союза писателей России, а также весьма известного журналиста, несколько десятилетий своей творческой жизни отдавшего работе в честном и умном (что в наши дни большая редкость!) журнале «Природа и человек», Германа Арутюнова «Часослов Бытия», в какой-то мере, является некоторым итогом его исследований в сфере метафизических сторон жизни, отраженных сквозь призму философии и живописи. Говоря об этой книге, нельзя не заглянуть на несколько шагов назад – в творческое прошлое автора. Там две по-своему интересных книжки: «Войди в картину» и «Огонь, мерцающий в сосуде».

Первая – попытка пробудить у очерствевших современных людей тонкие, нежные, глубокие душевные движения – то самое, без чего «поколение манагеров», как это видится неискушенному наблюдателю, прекрасно обходится. Употребляемое мною слово «манагеры» — это ни в коем случае не опечатка! Так они сами себя порой именуют, неуважительно и лобовым образом калькируя слово manager, что в переводе с английского обозначает «руководитель или управляющий, отвечающий за определенное направление деятельности предприятия», а в последнее время в России все чаще заменяет собой приевшееся «продавец». Однако жизнь, проводимая в торговых центрах и офисной грызне, рано или поздно приводит каждую душу к… поиску. Поиску чего-нибудь, выходящего за привычные рамки. Тут им уместно предложить поискать в собственном внутреннем мире или же – поискать свою судьбу: а вдруг, по-новому осмысленная, она окажется несколько интереснее офисной тривиальности? Книга «Войди в картину» предлагает расширить этот поиск интересного в обыденности через познание живописи.

Вторая книга «Огонь, мерцающий в сосуде», привлекает внимание и чувства к такому явлению, как красота, обсуждает понятие совершенства. Вообще, автор правильно гордится тем, что он умеет, по собственному выражению, «ставить взгляд». Умение убеждать души темные, в чувствах неопытные, причем, убеждать не навязчиво, а как бы в задушевной беседе – отличительный признак метафизической прозы Германа Арутюнова.

Многие идеи, которые автор осмыслил и высказал в двух вышеупомянутых произведениях, он и расширяет, и углубляет в новой книге – «Часослов Бытия». Он, так же, как и его любимый художник Юрий Сергеев, своими картинами постоянно соавторствующий творчеству Г.Арутюнова, всегда идет дальше – в развитии как своих идей и взглядов на мир, так и в дальнейшем увлечении читателей.

Безусловно, у книг Германа Арутюнова есть свой читательский круг. Может быть, он не заслужит названия массовый, однако среди его читателей есть очень разные люди: совсем юные и наивные, взрослые и умудренные опытом, представители «ожесточенного поколения политического и государственного разлома 90-х годов прошлого века», но также и те, кто сегодня только-только входит в жизнь, учась в каком-нибудь платном ВУЗе, одиночки и многодетные семьи, глубоко верующие и атеисты. Всех этих очень разных, порой до диаметральной противоположности, людей объединяет одно важное свойство: им хочется думать над своим существованием во времени и пространстве, осмысливать личные координаты жизни, постигать смысл каждого часа бытия.

Как пишет автор в аннотации к своей книге: «В Часослове слова привязаны ко времени дня, месяца, года, а время – это самое загадочное явление нашей жизни, придающее жизни стройность и порядочность. И время – это повторение, цикличность, движение по кругу, а значит дверь в инореальность, возможность выходить в иные миры. Не праздно прикасаясь ко времени, мы невольно встраиваем жизнь в мерность, во вселенский часовой механизм, в машину времени».

Очень интересно в этом плане само древнее слово «часослов». Давайте вместе вдумаемся в его звучание и смысл: фонетика похожа на работу механизма старинных часов, а смысл – «час для неких слов», «время, подходящее для того или иного слова», «время говорить». Что же давали русскому дворянству, а затем и купечеству, и горожанам среднего достатка (когда вошли в моду и стали массовым явлением) личные толстые, нередко – рукописные, книги-часословы? В них отмечались праздники, церковные и семейные, дни рождения, по ним ориентировались в приметах и чтении молитв – нередко это были молитвы не только повседневные, но и для особых случаев. Часословы становились своего рода памятными альбомами и, передаваясь из поколения в поколение, пополняясь и расширяясь, они, безусловно, обеспечивали трансгенерационные связи.

Человек без памяти о прошлом своего рода – все равно, что дерево без корней. Вот потому-то мы и храним бережно выцветшие альбомы с фотографиями наших бабушек и дедушек, иногда с наивными подписями под ними… ах, эти подписи – маленькая личная библия для нас, потомков!

Листая книгу Германа Арутюнова «Часослов Бытия», читатель образованный, скорей всего, не один раз вспомнит цитату из пьесы «Недоросль» Д.Фонвизина, когда речь идет об успехах Митрофанушки:

«Милон (с негодованием):

— Я воображаю все его достоинства.

Софья:
— Всех и вообразить не можешь. Он хотя и шестнадцати лет, а
достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет.

Правдин:
— Как дале не пойдет, сударыня? Он доучивает часослов; а там,
думать надобно, примутся и за псалтирь».

Дворянские и, несколько позднее, купеческие недоросли (на современном языке это слово обозначает второй период подросткового возраста – то есть 15-17 лет) осваивали грамоту, наизусть заучивая семейные часословы. Таким образом, одновременно с буквами и словами, с умением читать затверживалось родовое прошлое, традиции, интересные факты о семье, приметы и много чего другого, что, воздействуя на подсознание, придает человеку уверенность в своих силах и возможностях через ощущение родовых корней.
Современные митрофанушки не читают вообще. Дай Бог, чтобы, когда они вырастут, получат свои платные образования, на которые сейчас горбатятся, выбиваясь из сил, их родители и бабушки-дедушки, в них, вместе со взрослением и доформированием личности (если таковую еще в недорослях не убьет в них современная бездуховная цивилизация!) возродилось стремление познать себя и мир, прикасаясь к истокам русской истории, приникая к корням своего родового дерева.

И, может быть, тогда книга Германа Арутюнова «Часослов Бытия» поможет кому-то из перелиставших ее страницы научиться видеть, а не просто смотреть, мыслить, а не крутить в голове до бесконечности одни и те же кем-либо навязанные стереотипы, чувствовать, а не захлебываться в суете и мелких, зачастую негативных, эмоциях, успевать, а не теряться в вечной спешке…

Вот об этом стоит, кстати, сказать подробнее: успевать означает именно жить, здесь и сейчас, каждое мгновение наслаждаться подаренной Богом возможностью быть на Земле, среди людей, птиц, животных, красот природы и великолепных созданий вдохновенных рук человеческих,– а вовсе не успевать в надоевший офис или заработать лишнюю копеечку, или перехватить лишний мирской соблазн.

Вглядитесь: медленно двигается стрелка на циферблате жизни нашей, мгновения складываются в часы…Попробуйте осмыслить свой собственный часослов бытия – и тогда каждое ваше слово (и, разумеется, дело) прозвучит и будет исполнено в нужный, в самый верный и подходящий для него час. И тогда вам на все хватит времени, потому что включатся сакральные пружины правильной, а значит – красивой и счастливой, человеческой судьбы.

«Дорого не время, дорога – пора», — говорит нам старинная русская пословица. И «Часослов Бытия» предлагает задуматься и сопоставить жизнь человека с ритмами природы и даже Вселенной. Это, пожалуй, самое важное условие настоящего личностного успеха.

Анна Баринова,
журналист, писатель,
Москва