Москва ширится, растет, но условия жизни в ней неумолимо ухудшаются — к такому выводу пришли участники круглого стола «Экология Москвы»: проблемы и перспективы», состоявшегося в Московской Городской Думе 12 декабря 2019 года. Кроме экоактивистов, в заседании приняли участие известные архитекторы Ю.Б.Эхин, А.В.Кротов, З.В. Харитонова. Ведущим был депутат МГД С.В.Савостьянов.

Эксперт по жилищной политике Юрий Брониславович Эхин считает реновацию наступлением на права жителей Москвы, которых лишают самого главного – их земли.

— Мы считаем это катастрофой, которую почему-то называют развивающийся город. Нигде в мире такого нет, чтобы сносили крепкие, прочные пятиэтажки. Ни в Чехии, ни в Словакии. В Германии занимаются не сносом, а реконструкцией таких домов. – сказал в своем выступлении Алексей Владимирович Кротов. – У нас же в Москве не дорожат ничем. Конечно, мы за реконструкцию , а не за реновацию. Ведь градостроительная политика – фактор национальной безопасности.

У Зои Васильевны Харитоновой есть конкретные предложения по превращению Москвы в экополис. Они касаются вокзалов и нового генерального плана.

В резолюции круглого стола указывается:

1) Московская городская политика последних лет ведет к системному ухудшению условий проживания подавляющего числа жителей столицы, а именно: становится меньше зеленых насаждений на душу населения, ухадшается проветриваемость города (аэрация), растет уровень шума от транспорта непрдуманного строительства, снижается уровень инсоляции строящегося жилья, растет уровень светового загрязнения (декоративной подсветки), расет уровень излучения из-за вышек сотовой телефонной связи а также устройств Wi-Fi в многоквартирных жилых домах и детских учреждениях.

2) Особую тревогу вызывает резкое увеличение территории города Москвы (появление так называемой Новой Москвы) наряду со стимулированием мэрией бесконтрольного жилищного строительства с отказом от действовавших ранее санитарных, строительных, экологических норм. Успешных примеров функционирования городов такого размера в мире нет.

3) Город такого размера как современная Москва противоестественен для психологии человека, что ведет к увеичению ряда заболеваний. Некомфортность проживания в мегаполисе автоматически стимулирует развитие дачного строительства в пригородах, уменьшая количество лесов.

4) Рост численности жителей размеров Москвы не вызван целями развития экономики – промышленность в столице уничтожается Такой рост ведет к обезлюживанию окружающих столицу регионов России, что создает угрозу государственной безопасности. Он повышает уровень загрязнения ряда территорий бытовым и строительным мусором.

Резолюция была принята единогласно.

От себя добавим, что леса для Москвы и Московской области самый настоящий спасательный круг. Кто, как не леса, глотает выбросы транспорта и промышленности, запасает углерод, выделяет живительный кислород, регулирует водный, почвенный и кислородный режим – словом, играет ключевую роль в главном движении современности – противодействии изменению климата. Это закреплено в Парижском соглашении.

Казалось бы, мы должны изо всех сил защищать леса как доставшееся нам богатейшее природное наследие. А на деле?

В марте прошлого года был опубликован план изменения границ национального парка «Лосиный остров» для прокладки дублера Щелковского шоссе. Это изменение разрешил тогдашний премьер-министр Д.А.Медведев в ответ на просьбу губернатора Московской области А.Ю. Воробьева. На нынешней трассе, оказывается, перегрузки и пробки. На которые, видите ли, никто не рассчитывал, застраивая несколько лет назад жилкомплексами деревню Щитниково. А теперь, когда чуть не у каждого автомобиль, неширокая дорога мешает движению.

И неважно, что новая трасса пройдет по живому телу «Лосиного острова», что погибнет самая ценная его часть – Алексеевская роща с двухсотлетними деревьями, что это грубейшее нарушение федерального закона об особо охраняемых природных территориях.

Протест против этого плана подписали более 150 тысяч жителей мегаполиса и других регионов. Не согласовало проект и Минприроды.

Пока о судьбе проекта ничего не слышно. Но ничего не слышно и о поисках альтернативных путей решения транспортной проблемы, а ведь это прямая обязанность дорожников и других специалистов. Неужели будет решено пожертвовать и законодательством и природой как высшей ценностью?

Знающие люди говорят, что вслед за дорогой будут строить жилкомплексы. Да мы и сами видим, как строится жилкомплекс «Сказочный лес» в охранной зоне нацпарка. Администрация судится, да пока безуспешно.

Неужели потеряем нацпарк?

Т. Шумова.