Страна находится накануне экологической, социальной и политической катастрофы. Нерешенные экологические проблемы, о которых говорил известный эколог академик А.В.Яблоков два года назад накануне Года экологии (2017) так и остались нерешенными. Россия в числе стран-участников исторического саммита РИО-92, подписавшая важнейшие документы, направленные на спасение биосферы от слишком агрессивного антропогенного воздействия, переходит к политике де-экологизации через ослабление природоохранного законодательства, сокращение перечня объектов государственной экологической экспертизы и разрушение системы экологического образования.

Устойчивость биосферы, в первую очередь, определяют леса благодаря их средозащитным и климатообразующим функциям. Однако, восстановление лесов в России отстает от их уничтожения рубками и пожарами. Вырубка защитных лесов под объекты строительства и коммуникации сопровождается огромным экологическим ущербом в связи с утратой их способности поддержать высокое качество окружающей среды.

Ежегодно в Российской Федерации огнем уничтожается более 3-5 млн. га лесов, что в 3-5 раз превышает площадь лесов, подвергающихся рубкам. Несмотря на значительное увеличение финансирования на охрану лесов от пожаров, а также ужесточение требований к противопожарному обустройству лесов и повышение ответственности лесопользователей за выполнение правил пожарной безопасности, ожидаемого сокращения лесных пожаров не происходит. В текущем году по данным дистанционного мониторинга в отруднодоступных районах Красноярского края, Иркутской области, Бурятии, Забайкалья и Якутии выгорело более 15 млн.га (Проект резолюции по итогам научных дебатов «Охрана лесов от пожаров: проблемы и пути решения», 26 августа 2019 г.). Нанесен огромный материальный ущерб лесному хозяйству и здоровью населения.

Заявление властей о том, что затраты на тушение превышают стоимость древесины и поэтому экономически невыгодно тушить горящие леса, подрывает авторитет России на международной арене как крупнейшей лесной державы, оказывающей геоэкологические услуги по поддержанию биоразнообразия, регулированию водности рек и глобального климата.

https://mail.yandex.ru/?uid=133137950#message/170292360909981143

Растущее загрязнение рек и открытых водоемов усугублено Водным кодексом, вдвое сократившим водоохранные зоны и ослабившим охрану вод. Незаконная добыча песка в поймах рек и возведение капитальных объектов по берегам озер негативно влияют на их гидрологический режим. Так, в Национальном парке «Валдайский» идет строительство капитальных объектов в прибрежной защитной полосе озера Валдайское. С этой целью вырублены защитные леса по берегам озера, созданы искусственные водоемы, куда перекачена вода из заповедного озера Валдайское. Под предлогом тушения лесных пожаров на территории национального парка началось строительство персональной железной дороги к валдайской резиденции В.В.Путина.

http://activatica.org/blogs/view/id/969/title/sozday-svoe-valdayskoe-ozero

Большой проблемой остается утилизация промышленных и бытовых отходов. За последние десятилетия в России возникли тысячи несанкционированных свалок, загрязняющих почвы, воздух, поверхностные и подземные воды. Федеральным проектом «Чистая страна» (2019-2024гг.) предусмотрено строительство пяти мусоросжигательных заводов, четыре из которых будут размещены на территории Московской области, где экологическая ситуация сохраняется напряженной.

Размещение полигонов ТБО рядом с населенными пунктами крайне негативно сказывается на экологической ситуации и приводит к справедливым массовым недовольствам жителей качеством атмосферного воздуха и шумовым загрязнением. К примеру, на территории полигона ТБО «Лесная», расположенном в 500м от г.Серпухов Московской области, введены в эксплуатацию два факела, для сжигания свалочного газа общей мощностью 4000 м3/ч. Среди продуктов сжигания присутствуют тетрахлорэтилен и гексахлоэтан, вызывающие токсический отек легких и острую эмфизему.В связи с тем, что оборудование для сжигания свалочного газа не прошло государственную экологическую экспертизу и не были проведены предварительные инженерно-экологические изыскания, проживание вблизи полигона «Лесная» является опасным для населения и окружающей среды.

О проблеме ядерной безопасности объектов. Наиболее серьёзную потенциальную опасность для всего Столичного региона представляют ядерные объекты, которые принадлежат различным научным учреждениям и эксплуатируются с просроченными сроками эксплуатации (это реакторы Чернобыльской серии с пониженным ресурсом теплозащиты). Проведенная проверка общественного контроля общественных организаций в Ленинградской и Московской областях с помощью дельтопланов показало нулевую защищённость этих объектов от террористических актов. Все объекты расположены в регионе с повышенной плотностью населения.

Государственный экологический и санитарно-гигиенический контроль и мониторинг стали фикцией. Общественные слушания по вопросам застройки территории, строительства промышленных объектов и объектов транспортной инфраструктуры проводятся формально, мнение населения не учитывается.

Выбранный путь развития России как сырьевого придатка развитых стран, а в последние годы – путь на самоизоляцию страны и отход от европейского вектора развития, – генерирует все больше экологических проблем.

Для укрепления экологической безопасности страны необходимо:

Правительству Российской Федерации

  1. Воссоздать самостоятельный государственный природоохранный орган;

  2. Обеспечить гармонизацию законодательства РФ в области охраны окружающей среды и норм международного права;

  3. Обеспечить участия гражданского общества в принятии экологически значимых решений;

  4. Восстановить фактически уничтоженные права граждан на региональный и всероссийский референдумы по экологическим проблемам;

  5. Запретить опасные технологии мусоросжигания;
  6. Разработать и принять эффективные меры по прекращению повсеместных фальсификаций результатов общественных слушаний по проектам градостроительного и промышленного развития;

  7. Утвердить Национальную стратегию образования для устойчивого развития (ОУР), приняв за основу проект «Национальной стратегии образования для устойчивого развития в Российской Федерации»

Министерству экологии и природопользования РФ

  1. Совершенствовать систему государственных стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду;

  2. Восстановить государственную и общественную экологическую экспертизы в полном объеме, включая проекты генпланов городов, лесохозяйственные регламенты лесничеств и лесопарков, проектов освоения лесов арендаторами лесных участков;

  3. Демонополизировать экологическую надзорную деятельность, создать независимую от исполнительной власти систему контрольных служб;

  4. Обеспечить неотвратимость наказания за экологические правонарушения;

  5. Восстановить охрану труднодоступных лесов от пожаров силами и средствами парашютно-десантно-пожарных команд, доставку воздушными судами противопожарного снаряжения, оборудования и инвентаря к месту тушения лесного пожара;

  6. Начать строительство региональных (межрайонных) технопарков, обеспечивающих рециклинг бытовых и промышленных отходов без термической обработки, с минимальным захоронением на спецполигонах.

  7. Обеспечить очистными сооружениями все объекты-загрязнители, сбрасывающие сточные воды в водные объекты.

  8. Прекратить выдачу квот на пользование водными объектами лицам, нарушающим водное законодательство.

  9. Обеспечить охват системами автоматического и дистанционного (лазерного, локационного, космического) мониторинга физических и химических загрязнений всех крупных городов и промышленных предприятий;

  10. Расширить спектр контролируемых на регулярной основе химических и физических загрязнений;

  11. Сформировать интегрированную систему мониторинга биологического разнообразия (не только редких видов) и природных экосистем, а также мониторинга биологических ресурсов (рыбных, охотничьих, лесных);

  12. Обеспечить включение в экологический мониторинг показателей эколого-зависимой заболеваемости и состояния жизнеобеспечивающих экосистем, выявление зон экологического неблагополучия и бедствия;

  13. Провести инвентаризацию экологически опасных производств, сооружений и захоронений отходов; оценка риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и путей их предотвращения.

  14. Провести полную ревизию ядерных установок в регионах, выявить и потребовать замены установок с просроченным сроком эксплуатации, усилить контроль и мониторинг за радиационными объектами, особенно их устойчивость от террористических актов;

Министерству просвещения РФ

  1. Ввести предмет «Экология» во всех средних общеобразовательных школах.

Министерству науки и высшего образования РФ

  1. Создать Межведомственный координационный совет по ОУР;

  2. Разработать и утвердить специальные программы подготовки и переподготовки кадров в области ОУР;

  3. Предусмотреть механизм контроля за соблюдением требований по реализации ОУР в образовательных учреждениях, а также определить основания лишения их аккредитации и лицензии при отсутствии надлежаще организованного преподавания основ экологических знаний.

Генеральной прокуратуре РФ

  1. Ужесточить наказания за финансирование проектов и объектов, не прошедших экологическую экспертизу;

  2. Начать кампанию по сносу всех незаконно возведенных строений в природоохранных зонах и на берегах водоемов.

Верховному суду РФ

  1. Отказаться от практики решения природоохранных споров без учета общественных интересов.

Руководитель Экспертного совета

Межрегиональной общественной организации

«Экологический союз»,

канд. геогр. наук Л.С.Черняго.